Понедельник
11.12.2017
03:08
Школа
Методика
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 267
Друзья сайта
  • САЙТ ЗКО ИПК и ППК
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РК
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗКО
  • ЗКО ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБРОЗОВАНИЯ
  • ПЕД.КОЛЛЕДЖ
  • Карта уральска
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    СОШ-ГЭН
     
    ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ.
     
    АНКЕТА.
     
     Анкета для выявления факторов, влияющих на саморазвитие учителей.
     Инструкция. Насколько вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, соответствующие вашему мнению: 5 -да; 4 -скорее да, чем нет, 3 -и да, и нет; 2- скорее нет,1 -нет).
     
    Способствующие личностные факторы:
    1. Я стремлюсь изучить себя.
    2.Я оставляю время для развития.
    3.Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
    4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
     5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
    6. Я анализирую свои чувства и опыт.
    7. Я много читаю
     8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
    9. Я верю в свои возможности. 10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
    11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
     12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
     13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
    14. Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.
    Препятствующие факторы:
    1. Собственная инерция.
    2.Разочарование в результате имевшихся раннее неудач.
    3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
    4.Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.)
    5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие информации о себе.
    6.Состояние здоровья
    7.Недостаток времени. ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
    Стимулирующие факторы:
    1. школьная методическая работа.
     2. Обучение на курсах
     3. Пример и влияние коллег
     4. Пример и влияние руководителей
    5. Внимание к этой проблеме руководителей
     6. Доверие
    7. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
     8. Интерес к работе
    9. Возрастающая ответственность
    10. Возможность получения признания в коллективе.
     
     Карта педагогической оценки готовности к самообразовательной деятельности.
    Инструкция. Оцените себя по 9-ти балльной шкале по каждому показателю и оределите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования.

    1. Мотивационный компонент ( 6-54)

    Баллы

    1.Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
    2.Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
    3.Чувство долга и ответственности
    4.Любознательность
    5.Потребность в психолого-педагогическом самообразовании
    6.Уверенность в своих силах
    123456789
     
    123456789
     
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789

    2. Нравственно-воллевой компонент (9-81 балл)

     
    1.Положительное отношение к процессу учения
    2.Критичность
    3. Самостоятельность
    4. Целеустремленность
    5. Воля
    6.Трудоспособность
    7.Умение доводить начатое до конца
    8.Смелость
    9.Самокритичность
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789

    3.Гностический компонент (13-117 баллов)

     
    1.Умение ставить и разрешать познавательные задачи.
    2. Гибкость мышления.
    3.Способность к анализу педагогической деятельности.
    4. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности.
    5. Память и ее оперативность.
    6.Удовлетворение от познания.
    7.Умение слушать.
    8.Умения доказывать, обосновывать решения.
    9.Умение систематизировать, классифицировать.
    10.Умение видеть противоречия и проблемы.
    11.Умение переносить знания и умения в новые ситуации. С
    12.Cпособность отказаться от устоявшихся суждений.
    13. Независимость суждений.
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789

    4. Организационный компонент ( 6-54 балла)

     
    1. Умение планировать время.
    2. Умение планировать свою работу.
    3. Умение перестраивать систему деятельности.
    4. Умение работать в библиотеках.
    5. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
    6.Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
     
    123456789

    5. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5--45 баллов)

     
    1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
    2.Способность к рефлексии.
    3.Способность к самоорганизации и мобилизации.
    4.Самоконтроль.
    5. Трудолюбие и прилежание
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789
    123456789

    6. Коммуникативные способности ( 5-45 баллов)

     
    1.Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности.
     2.Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
     3. Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего, обучаемых).
    4. Способность отстаивать свою сочку зрения и убеждать других в процессе дискуссий.
    5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
    123456789
     
    123456789
     
    123456789
     
    123456789
     
    123456789

                                                               Приказ  МОН РК №181 от 09.04.2008 года
    Правила аттестации педагогических работников
    Общие положения
    1. Правила аттестации педагогических работников (далее - Правила) разработаны в соответ­ствии со статьей 233 Трудового кодекса Республики Казахстан и подпункта 37) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» и определяют порядок аттестации педагогических ра­ботников (далее - педагогические работники) организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
    2. В настоящих Правилах применяются следующие основные термины и определения:
    1) аттестация педагогических работников – процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;
    2) квалификационная категория – уровень квалификации, соответствующий нормативным критериям и обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности;
    3) квалификационное тестирование – один из этапов аттестации педагогических работников, имеющих высшее или послесреднее образование, который проводится в целях определения их готовности к педагогической деятельности и соответствия заявленному уровню квалификации.
    3. Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому педагогическому работнику, системность и целостность экспертных оценок.
    4. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет после истечения срока предыдущей аттестации.
    5. Основанием для Проведения аттестация педагогического работника являются:
    1) истечение срока предыдущей аттестации;
    2) заявление Педагогического работника об очередном повышении квалификационной категории;
    3) заявление Педагогического работника о досрочной аттестации с целью повышения категории;
    4) решение Педагогического совета, Ученого совета для высших учебных заведений, утвержденное приказом руководителя организации образования, о досрочной аттестации педагогического работника.
    6.Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой для республиканских подведомственных организаций образования Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство), а для организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования местными исполнительными органами в области образования.
    Аттестация педагогических работников в организациях образования проводится с 10 октября по 30 марта текущего учебного года, в районных (городских} отделах, областных, городов Аста­ны и Алматы департаментах образования, Министерстве, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своем ведении организации образования, и их территориаль­ных органах с 30 марта по 10 мая.
    2. Аттестационная комиссия и ее состав
    7. Аттестационные комиссии создаются в организациях образования, районных, городских отделах, областных, городов Астаны и Алматы департаментах образования, уполномоченным органе в области образования, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своем ведении организации образования, и их территориальных органах. Для аттестации педагогических работников малокомплектных школ и дошкольных организаций аттестационные комиссии создаются при базовой школе, дошкольной организации или при соответствующем по подчиненности органе управления организацией образования.
    8. В состав аттестационных комиссий входит: председатель аттестационной комиссии — руководитель организации образования, секретарь и члены комиссии: специалисты органов управления образованием, методических служб, научных организаций, местных исполнительных органов, представители профсоюзов, учебно-методических объединений, педагогические работники организаций образования.
    Аттестационная комиссия должна состоять из нечётного количества членов.
    Персональный состав и сроки полномочий аттестационной комиссии организации образования или органа управления образованием утверждаются, соответственно, приказом руководителя организации образовании с учетом рекомендаций Ученого совета, педагогического совета или органа правления образованием.
    9.Аттестуемый не может быть членом аттестационной комиссии.
    3. Порядок проведения аттестации
    10.Аттестация педагогических работников дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего и дополнительного образования проводится в два этапа.
    Первый этап аттестации педагогических работников - квалификационное тестирование (далее - тестирование), второй этап - аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников.
    11.Для прохождения аттестации требуются следующие документы:
    1) заявление на аттестацию по форме согласно приложению №1 к настоящим правилам;
    2) копия удостоверения личности;
    3) копии документов об образовании, о повышении квалификации;
    4) копии решения совета института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы образования об обобщении опыта и перспективности его внедрения и применения, копии наградного материала педагогического работника и достижений обучающихся, копии научно-методических публикаций, к которым прилагаются копии титульных листов печатных изданий и содержания оглавлений, материалы средств массовой информации (при наличие их);
    5) материалы, подтверждающие достижения в своей деятельности.
    Копии документов, указанные в подпункте 2) и 3) настоящего пункта, предоставляются засвидетельствованные нотариально или заверенные кадровой службой организаций образования.
    12. Педагогические работники подают документы на аттестацию за 4 месяца до истечения срока действия сертификата в организации образования.
    13. К первому этапу (тестирование) допускаются педагогические работники, включенные в список, утвержденный аттестационными комиссиями департаментов образования областей, городов Астаны и Алматы, районных (городских) отделов образования.
    Тестирование проводится в пунктах проведения единого национального тестирования. Тестирование проводится двумя способами:
    1) автоматизированным компьютерным способом. Подсчет правильных ответов компьютерного тестирования проводится в автоматическом режиме;
    2) способом заполнения листов опроса, которые затем обрабатываются сканером.
    14. Педагогический работник подает заявление на тестирование по установленной форме (приложение №2 к настоящим Правилам) в аттестационную комиссию. При себе необходимо иметь удостоверение личности /паспорт (или нотариально засвидетельствованную копию).
    15. Число тестовых вопросов для педагогических работников составляет 100:
    1) знание законодательства Республики Казахстан - 20 вопросов;
    2) основ педагогики и психологии - 20 вопросов;
    3) основ предметных знаний - 40 вопросов;
    4) методики преподавания и технологий обучения - 20 вопросов.
    Время тестирования составляет 150 минут.
    16. При получении не менее 60% правильных ответов по каждому тесту результат считается положительным, при получении ниже 60% - отрицательным.
    17. В случае получения отрицательного результата по тестированию работник, продолжая педагогическую деятельность в текущем учебном году, проходит повторное тестирование не менее чем через шесть месяцев.
    18. Результаты проведения тестирования оформляются соответствующих протоколом, который подписывается аттестационной комиссией (приложение №3 настоящих Правил).
    Результат тестирования каждого тестируемого распечатывается на принтере в двух экземпля­рах, один из которых предоставляется тестируемому, второй экземпляр с подписью об ознакомлении тестируемого остается в учебном заведении.
    Результат тестирования действителен в течение пяти лет.
    19. По результатам тестирования выдаются сертификаты о прохождения квалификационного тестирования (далее - Сертификат) установленного образца по форме (приложение №4 к настоящим Правилам). Сертификат подписывается Председателем, секретарем и членами комиссии, заверяется печатью пункта проведения единого национального тестирования.
    20. Сертификат действует на территории Республики Казахстан в течение пяти лет со дня его выдачи.
    21. Сведения о прохождении тестирования вносятся в книге выдачи сертификатов о прохождении квалификационного тестирования (приложение № 5 к настоящим Правилам).
    22. В случае утери или порчи сертификата соответствующий орган управления образованием выдает дубликат сертификата на основании:
    1) заявления педагогического работника на имя председателя аттестационной комиссии;
    2) объявления об утери сертификата, напечатанного в средствах массовой информации, акта о порче сертификата, выданного организацией образования.
    23.Педагогический работник, который по уважительным причинам не прошел тестирование, может проинформировать об этом аттестационную комиссию до окончания проведения тестирования с подтверждением соответствующих документов.
    Уважительными причинами являются:
    1) потеря трудоспособности на длительное время;
    2) нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
    3) нахождение в командировке, на работе по специальности за рубежом;
    4) возобновления работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.
    24. Лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудовую деятельность, проходят квалификационное тестирование на общих основаниях. От дальнейших этапов аттестации данные работники освобождаются при условии, что получены положительные результаты тестирования.
    25. Аттестационная комиссия допускает педагогического работника ко второму этапу аттестации при наличии положительных результатов тестирования:
    на вторую квалификационную категорию при наличии от 60% до 74% правильных ответов по каждому тесту;
    на первую квалификационную категорию при наличии от 74% до 84% от правильных ответов по каждому тесту;
    на высшую квалификационную категорию при наличии от 85 % и более правильных ответов по каждому тесту.
    26.Второй этап аттестации педагогических работников на вторую, первую, высшую квалификационные категории в организации образования представляет собой аналитическое обобщение педагогических итогов деятельности аттестуемого и включает в себя:
    1) анализ на основе предоставленных материалов (копии диплома о высшем или техническом
    и профессиональном, послесреднем образовании, копии трудовой книжки, копий сертификата квалификационного тестирования и удостоверения о присвоенной квалификационной категории педагогическому работнику, копии документов о прохождении курсов повышения квалификации, в том числе и по заявленной специальности, копии решения ученого совета института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы образования об обобщении опыта и перспективности его внедрения и применения, копии наградного материала педагогического работника и достижений обучающихся, копии научно - методических публикаций, к которым прилагаются копии титульных листов печатных изданий и содержание оглавлений, материалы средств массовой информации);
    2) определение уровня методического мастерства и коммуникативной культуры педагогических работников (участие в научно-методической и исследовательской деятельности, работа в творческих группах, методических объединениях, семинарах, конференциях на уровне школы, района (города), области, республики; свободная ориентация работника в информационном пространстве, владение информационными и компьютерными технологиями; изучение педагогиче­ского опыта через посещение уроков, собеседование, статьи в научно-методических журналах и в средствах массовой информации; независимое анкетирование, проводимое среди обучающихся (8-11 (9-12) классов, родителей, педагогов);
    3) мониторинг и сравнительный анализ успеваемости и достижений обучающихся за последние 3 года;
    4) составление итогового заключения аттестационной комиссии организаций образования (квалификационная карта аттестуемого, аттестационный лист (приложение № 6 к настоящим Правилам), ходатайство организаций образования о присвоении квалификационных категорий педагогическим работникам, анализ проведения методических мероприятий (форму которых определяет организация образования) методическим кабинетом департамента образования (институтом по­вышения квалификации) областных, городов Астаны и Алматы, районным (городским) отделом образования.
    27.Аттестации педагогических работников учебных заведений технического и профессионального, послесреднего образования и высших учебных заведениях проводится одноэтапно, представляет собой независимую форму экспертизы педагогической деятельности аттестуемого, аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников:
    1) экспертиза материалов, копии документов о прохождений курса повышения квалификации, в том числе и по заявленной специальности, копии наградного материала педагогического работника и достижений обучающихся, копии научно-методических публикаций, к которым прилагаются копии титульного листа печатного издания и содержание оглавления, материалы средств массовой информации;
    2) определение уровня методического мастерства и коммуникативной культуры педагогических работников (участие в научно-методической исследовательской деятельности, свободная ориентация работника в информационном пространстве на основе владения информационными и компьютерными технологиями; изучение педагогического опыта через посещение уроков, собеседование, статьи в научно-методических журналах и средствах массовой информации; независимое анкетирование, проводимое среди обучающихся;
    3) мониторинг и сравнительный анализ знаний и достижений обучающихся за последние 3 года;
    4) итоговое заключение аттестационной комиссии организации образования.
    28. Аттестация преподавателей общеобразовательных предметов организаций технического и профессионального образования осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей педагогических работников организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего и дополнительного образования.
    29. Аттестация педагогических работников организаций образования технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей педагогических работников учебных заведений технического и профессионального, послесреднего образования.
    30. Аттестация педагогический работников высших учебных заведений осуществляется в соответствии с квалификационными характеристиками должностей научно-педагогического (профессорско-преподавательского состава, научных работников) персонала высших учебных заведений.
    31. Психологические работники (учителя) организаций образования, реализующие образовательные программы среднего образования, проходят аттестацию по должности, установленной штатным расписанием, и указанной в индивидуальном трудовом договоре (приказе о приеме на работу) по специальности.
    Если предметы, которые преподает педагогический работник, соответствуют предметам, указанным в его дипломе как одна квалификация (учитель физики и математики, учитель химии и I биологии, учитель казахского языка и литературы и так далее) аттестация проводится с присвоением единой категории по основной должности с указанием предметов в соответствии ной в дипломе квалификацией (учитель физики и математики высшей категории, учитель химии и биологии первой категории и так далее).
    В случае преподавания смежных дисциплин, не указанных в качестве основной специальности в дипломе (факультет физико-математический, специальность математика, а ведет предмет «фи­зика» и так далее) педагогических работник проходит аттестацию на общих основаниях с учетом прохождения курсов переподготовки по смежной дисциплине.
    Педагогические работники, преподающие государственный язык, но не имеющие соответству­ющего профессионального образования, должны проходить аттестацию по предмету «казахский язык».
    Педагогические работники, преподающие предметы в малокомплектных школах, в организа­циях, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями, проходят аттестацию в соответствии с указанной в дипломе специальностью и с учетом дополнительного образования, полученного на специальных факультетах и курсах переподготовки педагогических кадров организаций образования.
    Во все других случаях совмещения должностей педагогический работник (учитель) проходит аттестацию по совмещаемой должности на условиях, указанных в абзаце четвертом подпункта 3) пункта 40 настоящих Правил.
    Педагогические работники, преподающие социально-экономические, общепрофессиональные и специальные дисциплины в учебных заведениях технического и профессионального, после-среднего образования, имеющие профессиональное образование по профилю, проходят аттеста­цию по должности «преподаватель специальных дисциплин».
    32.По каждому педагогическому работнику аттестационная комиссия выносит одно из сле­дующих заключений:
    1) соответствует требованиям установленного уровня квалификации соответствующей категории (должности);
    2) соответствует квалификационным требованиям соответствующей категории (должности);
    3) не соответствует квалификационным требованиям соответствующей категории (должности).
    33.Решение о присвоении (снижении, подтверждении) второй категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия организации образования.
    Решение о присвоении (снижении, подтверждении) первой категории педагогическим работ­никам утверждает аттестационная комиссия непосредственного органа управления организации образования.
    Решение аттестационной комиссии о присвоении (снижении, подтверждении) высшей катего­рии педагогическим работникам утверждают аттестационные комиссии областных, городов Аста­ны и Алматы, департаментов образования.
    Решение о присвоении (снижении, подтверждении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования республиканского подчинения утверждает аттестационная комиссия уполномоченного органа в области образования.
    Решение о присвоении (снижении, подтверждении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования других ведомств утверждают аттестационные комиссии данных ведомств.
    34. Решение о соответствии квалификационным требованиям занимаемой должности педагогическими работниками технического и профессионального, послесреднего образования утверждает аттестационная комиссия уполномоченного органа в области образования.
    35. Решение о соответствии педагогическим работником предъявляемым квалификационным требованиям в высших учебных заведениях утверждает аттестационная комиссия организации образования.
    36. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом с соответствующей записью в аттестационном листе.
    Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
    37. Решение считается принятым, если на заседании комиссий присутствовало не менее 2/3 ее членов.
    38. Результаты голосования определяются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в итоговом заседании. При равенстве голосов, голос Председателя является решающим.
    39. Аттестационная комиссия представляет протокол о решении аттестационной комиссии с результатами аттестации и копии аттестационных листов работников на присвоение высшей, первой и второй категорий руководителю и кадровой службе организации образования.
    40. В соответствии с настоящими Правилами педагогические работники организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, могут пройти аттестацию:
    1)на высшую квалификационную категорию, до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории, в случае если:
    подготовили по своим предметам (дисциплинам) призеров олимпиад, конкурсов, выставок (ре­спубликанского, международного уровней, областных, городов Астаны и Алматы);
    являются победителями конкурсов педагогического мастерства,
    участники конференций, семинаров (областного, республиканского, международного уров­ней);
    опыт работы обобщался на областном или республиканском уровнях;
    перешли с производства на педагогическую работу в учебные заведения технического и про­фессионального, послесреднего образования и имеют производственный стаж работы по профи­лю не менее пяти лет;
    2)на первую квалификационную категорию до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории, в случае если:
    являются победителями конкурсов педагогического мастерства, участники конференций, семинаров (районного, городского уровней);
    опыт работы обобщался на районном (городском) уровне;
    перешли с производства на педагогическую работу в учебные заведения технического и профессионального, послесреднего образования и имеющие производственный стаж работы по про­филю не менее трех лет;
    3)на вторую квалификационную категорию, в случае если:
    окончили высшие профессиональные учебные заведения с «отличием», имеющие стаж педагогической деятельности один год;
    окончили среднее профессиональное учебное заведение с «отличием» имеющие стаж педаго­гической деятельности один год;
    не имеют соответствующего образования по предметам, но защитили творческие отчеты или учебно-методические разработки и прошли курс повышения квалификации при областных (городских), Республиканском институтах повышения квалификации;
    перешли с производства на педагогическую работу в учебные заведения технического и профессионального, послесреднего образования и имеющие производственный стаж работы по про­филю не менее двух лет.
    Если педагогическому работнику не присвоена заявленная квалификационная категория, то за ним сохраняется имеющаяся категория до истечения срока ее действия.
    41.После истечения срока действия квалификационные категории педагогических работников на основании их заявлений продлеваются, но не более чем на один год, в случаях:
    1) временной нетрудоспособности;
    2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;
    3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;
    4) возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.
    В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических работников, которым до пенсии по возрасту остается менее 4 лет, имеющиеся у них квалификационные категории сохраняются до наступления пенсионного возраста, если педагогический работник на­мерен завершить педагогическую деятельность с момента наступления пенсионного возраста, о чем он письменно уведомил аттестационную комиссию.
    42. Работнику, не подтвердившему в ходе аттестации имеющуюся у него квалификационную категорию, после истечения срока ее действия решением соответствующей аттестационной комиссии квалификационная категория понижается на один уровень категории.
    43. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии аттестуемый может обжаловать его в судебном порядке.
    4. Заключительные процедуры аттестации
    44. Руководитель органа управления образ