Среда
18.10.2017
01:42
Школа
Методика
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 265
Друзья сайта
  • САЙТ ЗКО ИПК и ППК
  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РК
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗКО
  • ЗКО ЦЕНТР ИНФОРМАТИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ОБРОЗОВАНИЯ
  • ПЕД.КОЛЛЕДЖ
  • Карта уральска
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    СОШ-ГЭН
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    ЗКО г. Уральск Средняя общеобразовательная школа- гимназия эстетического направления Иванова Наталья Анатольевна учитель черчения
     
    ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА УРОКАХ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ЦИКЛА
    Мировоззрение – это основа нашего миропонимания и именно через него как через сито пропускаются все события нашей жизни. Оно формируется на протяжении жизни человека, но основы закладываются в школьный период и роль учителя немаловажная в этом процессе. Именно обладая развитым мировоззрением, современный человек будет способен двигаться не только в ногу со временем, но и жить в ладу с самим собой и окружающим его миром. Такая точка зрения начинает привлекать внимание и доверие во всем мире. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем. Система взглядов на мир выстраивается на основе принятой в научном обществе картины мира. Знания о природе, человеке менялись на протяжении существования человечества не один раз в зависимости от появления новых фактов, гипотез, теорий. Со времен Ньютона в философии и науке господствовала идеология, основой которой являлась материальная реальность, выстроенная от простого к сложному: целое – Вселенная или Человек, в конечном счете, являются суммой его частей. Такой подход получил название редукционизма. (Редукция – сведение сложного к простому). Одним из значимых открытий прошедшего века является теория физического вакуума, которая включила в физику объективную реальность природы - Сознание. Согласно этой теории существуют не 4 уровня реальности (твердое тело, жидкость, газ, элементарные частицы), а семь, из которых 5-ый-вакуум или пустота, порождающая элементарные частицы; 6-ой - первичное торсионное поле или поля кручения, которые энергию не переносят и не затухают, но переносят информацию со скоростью света; 7-ой - абсолютное Ничто или Абсолют, обладающий бесконечной информацией, активностью и творческой инициативой. Наиболее мощным источником информации является мысль. Отсюда ученики смогут сделать вывод, что мысль человека формирует информационное пространство, в котором он живет, определяет состояние организма. Синергетика является основой для характеристики современной научной картины мира. Автором теории является бельгийский химик Илья Пригожин. Синергетика – это наука о самоорганизующихся открытых нелинейных (в отличие от линейных) системах, которые рассматриваются в динамике, с учетом энергий. "Природа располагает внутренней сложностью”, - пишет И. Пригожин. Этот тезис противостоит механицизму, основная идея которого "мир прост, и в нем все предопределено”. Схематично динамику развития системы можно представить в виде спирали, но каждый новый виток имеет большую амплитуду по сравнению с предыдущим, так происходит развитие системы. рис.1 Динамика развития природы есть развитие собственной жизни через универсальные законы. Теория синергетики, доказательство энергоинформационных взаимодействий в природе, переосмысление роли информации как фундаментальной сущности Природы заставляют пересмотреть строение мироздания и сценарий его развития. Универсальные Законы Жизни. Несколько примеров 1. Закон перехода количества в качество. Этот закон красной нитью проходит через все содержание. Приведу, на мой взгляд, пример применения этого закона. Исходя из этого Закона, вытекает, например, понимание необходимости постоянного выполнения домашних заданий: хочешь получить результат - пройди сначала путь накоплений. Рис.2 2. Закон единства противоположностей. Весь мир состоит из противоположностей, противоположности идентичны по природе, но различны в степени выражения. Все противоположно, и не надо сетовать ни на одно из проявлений целостности. Выбор за тобой: какую крайнюю точку ты хочешь занять. 3. Из Закона противоположности вытекает другой не менее интересный – Закон равновесия, гармонии и красоты. Противоположности всегда находятся в постоянном движении, равновесии. Рис.3 Понимание проявления этого закона дает стремление к гармонии во всем: хочешь чтобы было красиво, значит это должно быть гармонично. 4. Закон причинно-следственных связей. Понимание этого Закона дает возможность выбора того или иного поступка, но сначала нужно подумать о последствиях каждого и помнить, что ты несешь ответственность за любой выбор. Рис.4 5. Закон Аналогии или Соответствия (иногда этот закон трактуется как один из принципов универсальности мировых образов - принцип самоподобия). Это всеобщий Закон Космоса и является важным. Эта удивительная закономерность природы, когда часть, повторяет целое и обуславливает его развитие. Понимание этого Закона трактуется так, что все подчиняются одним Законам и незнание их не освобождает от ответственности. 6. Закон Единства и Взаимодействия всего сущего. Если изменяется какая-то часть целого, то происходит изменение во всей системе. Рис.5 7. Закон Движения. Ничто не покоится, все движется, от атомов и молекул до Галактик. Исходя из этого закона, можно говорить, что все есть движение, а проявление движения есть проявления жизни. Хочешь жить – двигайся и действуй. Рис.6 8. Закон ритма. Это также универсальный Закон: все течет, вытекает, втекает, все поднимается, опускается через определенные промежутки времени. Закону ритма подчиняется все в природе: от движения планет до периодов оптимальной активности внутренних органов. Этот Закон помогает строить планы, организовывать свое время. Мировоззрение – это основа всех методик, это стратегия; методы и технологии – лишь тактика. Содержание учебника и новые научные факты являются только текстом, и только наше миропонимание способно "очеловечить”, "согреть” подтекст урока. Размышляя о месте человека в современном мире, школьники задумываются и о своем предназначение, о необходимости реализации своего "Я” с позиции целостного миропонимания. Единая система наук о природе, о политехнизме: интеграция и дифференциация. На протяжении всей истории своего развития наука находится под воздействием двух противоположных тенденций – дифференциации единой науки на области знания и интеграции их между собой. Большое значение имеет и тот факт, что специализация в сфере научной деятельности, как и в сфере образования, способствует более эффективному достижению результата, экономии сил, средств и времени. Одновременно с этим дифференциация науки порождает сужение кругозора ученых, утрату ими ориентации в других областях знания. Эта негативная тенденция находит свое отражение в разделении учащихся на "гуманитариев” и "технарей”, почти агрессивно отрицающих противоположное направление. По мере того, как ученые разных направлений все более утрачивают способность понимать друг друга, усиливается тенденция к восстановлению взаимопонимания. Формируя картину мира, школьные предметы создают своего рода опорные столбы, на которые должна быть наброшена сеть связей, и чем она гуще, тем более адекватно будет отражена эта картина. Еще в начале XIX века Гегель, будучи директором гимназии, замечал (цитировано): "…деятельность духа может упражняться на любом материале”. То есть, не отрицая необходимости построения целостной системы образования, не считал ее необходимой. В первой половине двадцатого века уже идет разговор о преподавании единой системы наук о природе, о политехнизме и, даже, о его связи с общественными науками: "Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собой все дисциплины, отразится на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с практической деятельностью…” (Н.К. Крупская). В настоящее время все большее внимание уделяется связям учебных дисциплин различных циклов – как на уровне фактов, так и на более глубоком уровне использования аналогий, методов, языка. Рассмотрим теперь основные направления интеграции научного знания и их отражение в образовательном процессе. 1.Перенос идей и представлений из одной области в другую (понятия состояния, движения, системы, принципы симметрии, подобия и сохранения). 2.Эффективное использование понятийного аппарата, метода и других познавательных средств одних областей науки другими. В качестве примера можно привести применение идей симметрии в математике и физике для доказательства утверждений. Вместе с тем, умение применять методы одной науки в предметной области другой крайне важно для развития креативности, логического мышления и познавательного потенциала учащихся. Так, принцип симметрии позволяет анализировать физические задачи, биологические объекты, художественные произведения и литературные тексты, сближая, тем самым, предметные области и делая их доступными учащимся с различным типом мышления. Только согласованный подход учителей – предметников позволит сформировать у учащихся с одной стороны правильное представление о проблеме, решить которую можно только путем применения знаний многих наук, с другой – умение применять эти знания для решения проблем, разумеется, не обязательно глобальных. Сближение наук, различающихся своими предметными областями, усиление взаимодействия естественных, общественных и технических наук (математическая лингвистика, политическая география, историческая метрология) находит свое отражение, в основном, на уровне сообщения фактов. Таким образом, можно сформулировать следующие утверждения: во-первых, процессы интеграции и дифференциации диалектически взаимосвязаны и протекают на протяжении всей истории развития наук; во-вторых, активизация этих процессов является следствием научно-технической революции, и, одновременно, они сами активно влияют на развитие научного прогресса; в-третьих, эти процессы имеют свое отражение в образовании в виде расчленения учебного процесса на предметы с одной стороны и межпредметных связей между ними с другой; в-четвертых, правильный учет интегро-дифференциальных процессов в науке и полноценное их отражение в процессе образовательном позволит проводить систематическое, высокоструктурированное изучение основ наук с одновременным созданием у учащихся прочной сети связей между элементами знания. Путь к этому лежит через формирование содержания образования, а спектр методов практически не ограничен. Формирование основ инженерного проектирования на уроках черчения в средней школе. Одним из путей формирования у школьников высокоструктурированного политехнического мышления, дающего возможность использовать знания в междисциплинарных исследованиях, является формирование у обучающихся основ инженерного проектирования. Формируя у школьников основные навыки инженерного проектирования, необходимо учитывать междисциплинарный характер этого процесса. Инженерное проектирование играет интегрирующую, системообразующую роль по отношению к различным областям человеческой деятельности, и к учебным предметам, как отражению этой деятельности. Рис.7 "Черчение” как синтез фундаментального и технического направлений. В современном мире информацию можно получить за считанные секунды. Переработать полученную информацию и дать правильный ответ на поставленный вопрос намного сложнее. Здесь необходимы систематизированные знания. Например, ответ к рис.7 неоднозначный. Лишним может быть изображение «Г», т.к. оно одно наглядное. Или «В» - единственное тело вращения и, не имеющее в проекции прямоугольника. Теоретические знания черчения можно приобрести практическим путем через использование новых технических средств. Использование компьютерных технологий и различных программ (Автокад, КОМПАС-3Д) необходимо для повышения качества знаний и ускорения учебного процесса. Постепенно чертежные инструменты будут вытесняться компьютерной графикой. Трудоемкие задания, например, шрифты чертежные, целесообразнее заменить «Word» или «Paint». Черчение должно преподаваться в компьютерном классе, за персональными компьютерами. Но пока это невозможно из-за отсутствия программы и технической базы современной школы, технически неподготовленных педагогов. Зато теперь в преподавании черчения есть новая цель – технически модернизировать урок. Рис.8 Универсальные законы жизни находят свое подтверждение в любой сфере образования и воспитания. Урок в школе обязан показывать тесную связь законов природы и общества, а не быть оторванным от реальности. Мною, как учителем черчения, рассматриваются эти связи как профориентационная деятельность, эстетическое воспитание и развитие пространственного мышления. Межпредметные связи учебного процесса – одно из направлений синергетического подхода. Чаще цель ставится учителем, пути решения также предлагаются им, а дети оказываются в ситуации выбора пути и самостоятельно находят верное решение, пусть методом проб и ошибок. Когда ученики станут активными участниками урока, тогда и познание будет приносить радость. Ученики станут видеть связь своего обучения с жизнью, которая сейчас диктует увеличения политехнизации.
     
    Литература. Презентация слайдов к докладу. Н.Н. Барабанов. Один из способов укрепления межпредметных связей "Механика-оптика”//Физика в школе, №4, 2002. В.С. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. Категории современной науки. М.: Мысль, 1984. М.К. Мухлибаев. "Экологическая связь” уроков физики и технологии. //Физика в школе, №4, 2003. Проблемы социалистической педагогики. Материалы I научной конференции ученых–педагогов социалистических стран. М.: Педагогика, 1973. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. Минск, Современное слово, 2001. Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире. М.: "Оникс 21 век”, Мир и "Образование”, 2005. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
    Категория: Мои статьи | Добавил: ГЭН (22.09.2010)
    Просмотров: 929 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: